После начала Эпохи Великих Географических открытий европейские страны стали поддерживать связь с большей частью своих колоний только при помощи флота. Поэтому необходимость в постоянной регулярной морской почте стала актуальной. Меду городами стали курсировать пакеботы, цель которых была перевозка почтовой корреспонденции и пассажиров.

В России генерал-почтмейстер Шафиров предложил использовать морские суда для перевозки почты, идея была принята на ура Петром I и с 1723 года данные судна стали перемещаться по Балтийскому морю.

Увы, доставка почты морем не самый надежный и пунктуальный способ доставки, так как она зависит от погоды, а она не всегда предсказуема.

Но все изменилось в лучшую сторону благодаря американцу Роберту Фултону - создателю первого в мире парохода. Официальным днем рождения парохода считается 17 августа 1807 года.

Первую доставку почты морским путем осуществили между Германией и Швецией в 1824 году, а в мае 1827 года пароход Великобритании "Георг IV" пришвартовался в петербургском порту. Пока местные жители рассматривали морское чудо, капитан нанес визит в почтовый департамент и заключил договор о регулярном пароходном почтовом сообщении между Великобританией и Россией.

Через десять лет регулярные перевозки почты начались и через Атлантику. Почта Великобритании заключила соглашение с компанией "Кунард", согласно которому должна была осуществляться доставка почтовой корреспонденции из Ливерпуля в Бостон. Первый рейс состоялся в 1838 году и продлился 14 дней и 8 часов. Тарифы на такие перевозки были высоки и вскоре у британской судокомпании появились конкуренты, у которых тарифы на трансатлантические перевозки были более выгодными. Первыми хорошие цены предложил немецкий город Бремен и по договору, подписанному в 1846 году, вся почта стала проходить через Бременский почтамт. В 1846 году, более низкие тарифы предложила Пруссия. По итогам услугами германо-американской почты пользовалась вся Европа и Россия.

К 1870 году морские перевозки грузов и почты стали настолько регулярными и пунктуальными, что ними пользовался даже герой романа Жюльн Верна - Филеас Фогг, который был готов обогнуть земной шар всего лишь за 80 дней.

Монополия морских перевозок пошатнулась только с распространением самолетов. Пусть современные морские суда могут доплыть из Европы в Америку всего лишь за 4 дня, но с авиаперевозками им тягаться достаточно сложно! Зато морские перевозки почтовой корреспонденции, по сравнению с авиаперевозками выигрывают по стоимости и объемам.

 

История возникновения морской почты как отдельного вида доставки посылок и корреспонденции