После известной катастрофы дирижабля "Гинденбург", произошедшей в мае 1937 года данные транспортные воздушные суда стали крайне непопулярными. И на первый план для перевозки почтовой корреспонденции на большие расстояния выходят самолеты.

Занимательным фактом считается то, что первая доставка почты при помощи авиасудна состоялась не в Европе, ни в США, а в Индии. В феврале 1911 года в г. Аллахабад проходила выставка ремесел и искусств. Во время мероприятия летчик Пегу совершил несколько показательных полетов, и начальство местной почты решило, что не хорошо летать порожняком, поэтому в ходе каждого рейса летчик на борт брал корреспонденцию и доставлял её в близлежайшие почтамты. На письмах впервые ставили штемпель "Первая воздушная почта".

Только в следующем году в Германии были совершены первые в Европе подобные почтовые перевозки и открыта частная почтовая линия "Борн-Брюк", а первая международная перевозка была осуществлена в 1919 году по направлению "Ванкувер-Сиэттл".

В России первая доставка почты по маршруту Петроград-Москва была осуществлена в неспокойном 1918 году. Сначала данным способом доставляли по назначению только служебную почту, а с 1922 года стали брать и частную корреспонденцию. В это же время стали появляться специальные авиамарки с интересным дизайном и почтовые ящики для авиапочты - голубые с изображением самолетов.

Первые рейсы доставки почты были связаны с большим риском, а поэтому в конце 20-х годов появился своеобразный симбиоз воздушно-морской перевозки - катапультная почта. Принцип работы: теплоход отправлялся из города Бремена в Америку, примерно через день вслед за ним вылетал самолет, догонял его в последнем европейском порту и сгружал на его борт самую свежую почту. Перед подплытием к конечному пункту с борта теплохода при помощи катапульты запускался самолет, который достигал берега, намного быстрее корабля. Данный способ доставки почты просуществовал до 1935 года, пока быстрее и выгоднее не оказались дирижабли и как таковая авиапочта.

Плюсы авиадоставки почты были налицо - воздушные судна могут пересекать горы, пустыни, океаны с большой скоростью, но за срочность нужно было доплачивать, поэтому данный вид перевозки до сих пор считается самым дорогим способом доставки. Для уменьшения веса авиаписьма стали использовать специальную тонкую бумагу.

С возникновением реактивных самолетов скорость доставки авиапочты достигла максимума. Первая такая "реактивная" авиапочта появилась в 1952 году между Лондоном и Йоханнесбургом. Большой популярностью пользовалась авиакомпания ВОАС, которая могла доставить корреспонденцию из Англии в Токио, Дели, Сингапур и даже Цейлон. В СССР в 1954 году авиапочту: письма и грузы стал перевозить самолет "Ил-20".

Не стоит обходить вниманием почтовые вертолеты, именно они просто незаменимы в труднодоступных местах, там, где большие воздушные судна не могут разогнаться.

 

История воздушной почты (часть 2)